Общественный транспорт Екатеринбурга
В современном Екатеринбурге действуют разные виды транспорта: трамваи, троллейбусы, автобусы, метро, городская электричка. Всего 100 лет Екатеринбург был гораздо меньше по площади, жители могли пройти его пешком.



Частный извоз

До начала 20 века лошади в нашем городе были единственным средством передвижения. Содержать личный экипаж было недешево. «Безлошадные» граждане обращались к услугам извозчиков. В 1887 году в Екатеринбурге было более 600 извозчиков, по большей части крестьян. Летом они работали в полях, а зимой могли отправиться в город зарабатывать на «извозном промысле». Извозчиками становились только мужчины. Этот промысел в 19 веке подчинялся строгим правилам, за нарушение которых могли оштрафовать или вовсе лишить права на проезд. Места стоянки извозчиков назывались биржами. Самые большие биржи в городе располагались у железнодорожного вокзала и у гостиного двора.

Биржа извозчиков у железнодорожного вокзала
Поездка в экипаже не всегда была приятной. Дороги ещё не покрывали асфальтом. Улицы были грязными, особенно весной и осенью. В конце 19 века городские мостовые начинают мостить булыжником. Сегодня такое покрытие можно посмотреть на Площади 1905 года. Перед домами часто клали деревянные мостики, чтобы можно было выйти из кареты и не испачкаться.
Брусчатка на Архиерейской улице
Автобус

В 1911 году по городу стал ходить первый автобус, который принадлежал купцу Василию Сунцову. Автобус курсировал по центру города между главными гостиницами и вмещал всего 9 пассажиров. Регулярное автобусное движение в Свердловске открылось в 1924 году одновременно с Москвой и Ленинградом. Сначала в городе ходили автобусы, переделанные из бронемашин, а в 1925 году появляются новые «Форды» на 12 мест. Первая автобусная линия связывала железнодорожный вокзал и ул. Фрунзе, а вторая шла от Верх-Исетского завода до ст. Шарташ.
Автобусы на улицах Свердловска. 1927 год
Трамвай

В 1920-1930-е годы население Свердловска увеличивалось. Двух десятков автобусов было недостаточно. Городу требовался трамвай. Вагон вмещает больше пассажиров и работает на электрическом двигателе.

Первую трамвайную линию начинают прокладывать в 1927 г. по улице 8 Марта. Рельсы изготовили на уральских заводах, а вагоны в подмосковных Мытищах. Торжественное открытие трамвайного движения состоялось 7 ноября 1929 года. Десять вагонов выехали на улицы города по маршруту №1 «Площадь Горсовета — Вокзал».
Первые трамваи в Свердловске. 1930 г. Фото Л. Сурина
В каждом вагоне работал кондуктор. Он объявлял остановки и подавал сигнал отправления: дёргал за верёвку, которая соединялась со звонком в кабине вагоновожатого. Вечером на трамвайной крыше и по бокам маршрутного номера загорались лампочки разных цветов у каждого маршрута. Так в тёмное время пассажиры определяли, какой трамвай подъезжает.


Троллейбус

В военное время на Урал эвакуировали заводы и строят новые. В 1942 году начинает работать Уральский завод химического машиностроения (Химмаш). Удалённость завода от центра города заставляла рабочих по пути на работу проходить пешком больше 10 км. Требовался общественный транспорт. В тылу жёстко экономили ресурсы. Для нового маршрута выбрали троллейбус, который расходует только электричество.

Строили «всем миром». Рабочие Уралхиммаша организовали доставку машин, изготовили крепления для проводов, оборудовали станками ремонтную мастерскую. Жители поселков Уктус и Нижне-Исетск устанавливали опоры. В 1943 году первая троллейбусная линия соединила завод Химмаш с центром Свердловска.
Подготовка троллейбуса к работе. 1943 год
Метро

В 1967 году родился миллионный житель, можно было задуматься о метро. Строительство началось в 1980 году. Через 11 лет были запущены первые три станции: Машиностроителей — Уралмаш — Пр. Космонавтов. Протяжённость маршрута — 3 км. Жители из разных районов специально приезжали посмотреть метро, а местные ребята забегали покататься.
Открытие свердловского метро. Станция «Машиностроителей». ГАСО
Сегодня в Екатеринбургском метрополитене действуют 9 станций, которые расположены на одной ветке с севера на юг (самая глубокая станция – это Чкаловская). В будущем планируется еще две линии (всего 28 станций). Метро в три раза быстрее троллейбуса и трамвая. Поездка на метро между конечными станциями «Проспект Космонавтов» и «Ботаническая» займёт всего 20 минут.



Заключение

Екатеринбург по протяженности сети и количеству пассажиров входит в тройку крупнейших транспортных городов России. Вместе с общественным транспортом широко распространены личные автомобили и грузовые машины. Центральные улицы перегружены, снижается скорость движения. Инженеры работают с проблемами общественного транспорта, стремятся увеличить его вместительность, скорость и удобство. На заводе «Уралтрансмаш» проектируют и выпускают новые модели трамваев, например, низкопольные трамваи появились на улицах города в 2015 году.



ДИЗАЙН И ВЕРСТКА

Ольга Королева, Ксения Горб
ИДЕЯ ПРОЕКТА
Музей истории Екатеринбурга,
Карла Либкнехта, 26
Ср, Чт: 10.00 - 19.00
Пт: 10.00 - 18:00
Сб, Вс: 11.00 - 18.00
Пн, Вт: выходные
m-i-e.ru

КОНТАКТЫ:
+7 (343) 371-22-43
ekavedenie@yandex.ru
Команда проекта:
Светлана Хайрутдинова,
Анна Шустикова,
Ольга Сухачева, Надежда Стрига,
Елена Старикова,
Елена Павлючкова,
Виктория Жданова